Вдохновение величайших художников: русские музы ХХ века

Влияние женщин на творчество известных художников часто остаётся в тени, однако именно супруги и партнёрши великих мастеров играли ключевую роль в их жизни. Вдохновением для таких гениев как Пабло Пикассо, Сальвадор Дали и Анри Матисс стали русские женщины: Ольга Хохлова, Елена Дьяконова и Лидия Делекторская.

Ольга Хохлова: Муза Пикассо

Ольга Степановна Хохлова, родившаяся в Нежине, была балетной танцовщицей и супругой Пабло Пикассо. Их брак длился с 1918 до 1955 года, хотя официально они не развелись. Пикассо изобразил её в таких работах, как «Портрет Ольги в кресле» (1917) и «Ольга с меховым воротником» (1923).

Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле. 1917. Музей Пикассо, Париж, Франция

«Портрет Ольги в кресле» основывается на фотографии, что позволяет сравнить реальный образ и видение художника. Сначала влюблённость Пикассо отражалась в его реалистических работах, позже же он начал изображать её в стилизованных манерах, что демонстрировало изменения в их отношениях.

Гала Дали: Величественная муза

Елена Дьяконова, более известная под псевдонимом Гала, родилась в Казани и была вдохновением для таких работ Сальвадора Дали, как «Портрет Галы с омаром» (1934) и «Атомная Леда» (1949). Брак с Дали начался в 1934 году и продолжался до её смерти в 1982 году.

Сальвадор Дали. Атомная Леда. 1949. Театр-музей Дали, Фигерас, Испания

Гала была не только женой, но и муза, секретарём и управляющим для Дали. Почти все женские образы в творчестве художника можно связывать с её образом, который сохранить актуальность даже в самых фантастических композициях.

Лидия Делекторская: Спутница Матисса

Лидия Делекторская, уроженка Томска, стала неизменной спутницей и музой Анри Матисса. Знакомство началось в 1932 году и продолжалось до его ухода из жизни в 1954 году. Художник изображал её на многих своих полотнах, включая «Портрет в синем манто» (1935) и «Девушка в голубой блузке» (1939).

Анри Матисс. Девушка в голубой блузке (Портрет Лидии Делекторской). 1939. Государственный Эрмитаж

Во время сложных лет Второй мировой войны Делекторская поддерживала Матисса, и их творческое взаимодействие оставило заметный след в наследии художника. Она впоследствии передала в Эрмитаж значительную часть работ Матисса и связанных с ним артефактов.