Исторические Портреты Обладательниц Имен Вера, Надежда, Любовь и София

30 сентября отмечается день ангела Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. Рассматриваем популярность этих имен в Российской империи и изучаем знаменитые портреты.

Переход от греческого к славянскому

Первые упоминания о дочерях святой Софии под греческими именами Пистис, Элпис и Агапе, датируются еще периодом христианизации славянских земель. Перевод священных текстов на церковнославянский язык способствовал принятию имён Вера, Надежда и Любовь, которые распространились в высшем обществе XVIII века.

Илья Репин. Осенний букет. Портрет Веры Репиной (дочери художника). 1892. ГТГ

Валентин Серов. Девочка с персиками (Портрет Веры Мамонтовой). 1887. ГТГ

Константин Маковский. Портрет Веры Бахрушиной. 1890-е

Художественные воплощения и популярность

Русское искусство оставило богатое наследие в образах женщин, носящих эти имена. В особенности выделяется портрет Веры Мамонтовой серовской кисти. Репин часто изображал свою жену и дочь с этим именем. В этом ряду также можно вспомнить портрет Веры Бахрушиной, написанный Константином Маковским, или портрет балерины Веры Фокиной, созданный Зинаидой Серебряковой, который был продан на аукционе "Сотбис".

Илья Репин. Отдых. Портрет Веры Репиной (жены художника). 1882. ГТГ

Зинаида Серебрякова. Портрет Веры Фокиной. 1919. Сотбис

Сергей Судейкин. Портрет Веры Судейкиной. 1910-1920-е

Имена и патриотизм

Возрастающий патриотизм в период правления императрицы Елизаветы Петровны привел к популяризации славянских имен. В 1742 году, символические имена, такие как Вера, Надежда и Любовь, вошли в моду, становясь выражением аллегорической риторики придворной среды.

Петр Федотов. Портрет Надежды Жданович. 1849. ГРМ

Ксавье де Местр. Портрет Надежды Пушкиной. 1800-е

Борис Кустодиев. Портрет Надежды Комаровской. 1925. Музей-квартира И. Бродского

Несмотря на ассоциацию с аристократией, отголоски этих имен можно найти даже в простонародье. Однако они встречаются реже, ведь заказ портретов был доступен в основном знатным особам. Влиянием культуры они снискали популярность среди художников, оставив значительный след в изобразительном искусстве России. Эпоха иллюстрирована через работы, такие как портреты молодых женщин с известными именами, творящие новые культурные символы. В начале XX века имена Вера, Надежда и Любовь занимают почетные места среди имен девушек по популярности, что свидетельствует о продолжающемся увлечении ими.