Свадебные церемонии — значимые моменты в жизни женщин, однако, русское искусство XIX века нередко изображало их сквозь призму социального недовольства. Проанализируем как художники того времени отображали этот сюжет, вдохновляясь пороками Российской империи.

Творчество Василия Пукирева

Самое известное полотно на эту тему принадлежит Василию Пукиреву. Его картина "Неравный брак" приобрела широчайшую известность, отчасти благодаря слухам, что автор изобразил здесь свою личную драму. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению на этот счет. Спустя пятнадцать лет Пукирев снова вернулся к этой теме, создав "Прерванное венчание", также известное как "Двоеженец", что само по себе объясняет причины, по которым брак был приостановлен.

Василий Пукирев. Неравный брак. 1862. Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Василий Пукирев. Прерванное венчание. 1877. Азербайджанский государственный музей искусств, Баку 

Критика через творчество Адриана Волкова

Художники-передвижники и реалисты XIX века охотно прибегали к сюжетам из жизни купцов, не раз служившим темами для сатиры. Картина Волкова "Прерванное обручение" изобличает драму, разворачивающуюся на глазах у публики, где помолвка молодой купеческой дочки прерывается из-за появления прошлой возлюбленной жениха с ребенком на руках. Только посмотрите, каким бы мог быть исход, если бы само венчание оказалось под угрозой.

Адриан Волков. Прерванное обручение (эскиз). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары 

Адриан Волков. Прерванное обручение. 1860. Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Владимир Маковский и его взгляд на свадебную тему

Владимир Маковский, известный жанрист, не боялся сравнения с Пукиревым. Он работал над своими свадебными картинами через 40 лет. Интересно, что его стиль почти не отличим от стиля его предшественника - это видно по смене модных фасонов свадебной одежды. Тем не менее, в современных невестах заметен другой подход: они предпочитают платья с узкими юбками конца XIX века. Хотя свадебная мода часто возвращается к традициям прошлого, в том числе и к громоздким кринолинам невест XIX века.

Владимир Маковский. К венцу (Прощание). 1894. Самарский областной художественный музей, Самара 

Владимир Маковский. Выбор приданого. 1897-1898. Харьковский художественный музей, Харьков 

Особенности жанра у Фирса Журавлева

Фирс Журавлев, известный академик, также не избегал темы свадьбы, что подтверждает его знаменитая работа "Перед венцом". Первая версия показывает множество свидетелей с купеческими особенностями, что подчеркивает элементы для насмешек. Вторая версия из Третьяковской галереи более драматична и сосредоточена на диалоге между отцом и дочерью. Эти картины Журавлева прямо намекают на сложные темы семейных обязанностей и социальных ожиданий.

Фирс Журавлев. Перед венцом. 1874. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

Фирс Журавлев. Перед венцом. До 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Фирс Журавлев. После венчания. 1874. Тамбовская областная галерея, Тамбов 

Отражение европейского искусства в произведениях Иллариона Прянишникова

Говоря об оригинальности, в XIX веке тема несчастной невесты нашла широкое распространение по всей Европе. Викторианская эпоха, акцентирующая внимание на неравных браках, породила множество произведений на эту тему, например, "Пока смерть не разлучит нас" (Эдмунд Блэр Лейтон) или "Несчастная невеста" (Огюст Толмуш). На этом фоне работы Прянишникова приобретают автнетичные черты, выделяющиеся на общем фоне.

Илларион Прянишников. В ожидании шафера. 1880-е. Серпуховский историко-художественный музей, Московская обл., Серпухов 

Илларион Прянишников. У тихой пристани. 1893. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

«Свадьба в тюрьме» как выражение прогрессивных тенденций в русской живописи

Русское искусство, в отличие от европейского, демонстрировало лояльное отношение к политическим заключенным. Живописцы изображали их не как преступников, а как борцов за правду, поддерживавшихся интеллигенцией. Именно такими картинами отражали дух времени художники, создавая полотна типа "Свадьба в тюрьме" Николая Матвеева. Хоть невеста и не в белом, но официальное оформление брака показывало возможность законного сглаживания преград для встреч.

 

Николай Матвеев. Свадьба в тюрьме. 1890. Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев 

«Венчание Николая II и Александры Федоровны»

Картины, на которых изображены венчания Николая II и его невесты, несут уникальную эмоцию — радость и гордость княгини Александры Федоровны. Со дня их свадьбы прошло пять лет, прежде чем ее мечта осуществилась. Эта свадьба, правда, окажется не просто праздником, но и предвестницей трагических событий, способных изменить судьбу целой страны.

Илья Репин. Венчание Николая II и Александры Федоровны. 1894. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

Лауриц Туксен. Венчание Николая II и Александры Федоровны. 1895. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург