Эпоха Древней Руси

Владимир Святославич был одним из наиболее известных правителей Древней Руси. На протяжении многих столетий его образ находил отражение в иконописи, графике, живописи и скульптуре. Рассмотрим, как изменялся образ князя Владимира в русском искусстве с течением веков.

Вопреки точной дате канонизации Владимир Святославич стал почитаться святым, вероятно, к XV веку. Часто он изображается вместе с сыновьями Борисом и Глебом, стойким символом мученичества, как на иконе из Софийского собора в Новгороде. Когда Константинополь пал перед турецкими захватчиками, русским правителям стало важно подчеркнуть преемственность от Византии. Образ Владимира начали формировать по подобию византийского императора, что заметно на фресках Дионисия, где он носит золотую корону и византийскую одежду. Тем не менее, его наряд был адаптирован под русские традиции того времени, например, добавлены меховые рукава

Икона равноапостольного князя Владимира со святыми князьями Борисом и Глебом из Софийского собора в Новгороде. Конец XV в. Музей-квартира П.Д. Корина 

Дионисий. Фреска «Императрица Ирина с сыном на седьмом Вселенском соборе» (фрагмент). 1502. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь 

Книжная миниатюра и барокко

Среди ранних визуальных свидетельств о Владимире упоминаются изображение в Радзивилловской летописи. В XVII веке его портрет появляется в "Царском титулярнике" как западноевропейский правитель. Специалисты вероятно были вдохновлены графиками западных монархов, выражая новое восприятие князя.

Портрет князя Владимира из «Царского Титулярника». 1672 

Портрет короля Англии Эдуарда II (1284-1327). Англия, ок. 1640 года. Национальная портретная галерея, Лондон 

Эпоха Классицизма

В начале XIX века русский классицизм вдохновляется античной скульптурой, как видно на примере статуи Владимира у Казанского собора в Санкт-Петербурге. Пименов изобразил князя в античной тунике с телосложением, напоминающим античных героев.

Степан Пименов. Статуя князя Владимира. Фасад Казанского собора. 1801-1811. Санкт-Петербург 

Геракл. Древний Рим. I-II вв. н. э. Государственный Эрмитаж 

Модернистское искусство и современность

История модернизма предлагает взглянуть на образы князя Владимира через призму новых стилевых течений. В XX веке Владимир продолжает вдохновлять авангардистов, как в эскизах к опере "Рогнеда". 

Современное искусство продолжает сохранять актуальность образа князя, с его многочисленными памятниками не только в России, но и за рубежом, таким как в Лондоне и Торонто.

Лео Мола. 1988. Лондон 

Памятник Святому равноапостольному великому князю Владимиру. Крым, Севастополь. Фотография: Щеголева Ольга / Фотобанк Лори 

Вековая история искусства о Владимире Святославиче показывает удивительную трансформацию его образа, демонстрируя его важность и разнообразие подходов в различных исторических и культурных контекстах.