Введение в творчество Казимира Малевича

Казимир Малевич известен как создатель супрематизма, но его путь в искусстве был разнообразным и богатым экспериментами с разными стилями. Взглянем на его развитие через автопортреты, созданные в течение его жизни.

Автопортреты и ранние годы

В начале XX века молодой Малевич искал свой стиль. В 1907 году он создал серию картин под названием "Эскиз фресковой живописи", касающихся евангельских тем. Его автопортрет из этой серии впечатляет динамичными формами и аллюзиями на иконописную традицию, хотя сам Малевич изобразил себя в наряде, резко контрастирующем с этим фоном.

Казимир Малевич. Эскиз фресковой живописи (Автопортрет). 1907. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Влияние фовизма и развитие

К 1909–1910 годам влияние фовизма стало очевидным в работах Малевича. Автопортреты этого периода насыщены яркими цветами и техникой, заимствованной у французских художников, что отражает его стремление выходить за рамки традиционной живописи.

Казимир Малевич. Автопортрет. 1909–1910 годы. Частное собрание

Поиски нового

В 1911 году, в автопортретах Малевича стали проявляться поиски новых средств выразительности. Этот поиск нашел свое отражение в ярких пятнах цвета на его лицах, что стало частью его дальнейшего изучения возможностей постимпрессионизма. Малевич устремился к абстракции, что привело его позднее к созданию "Черного квадрата".

Казимир Малевич. Автопортрет. 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Революционная эволюция: супрематизм

В 1915 Малевич совершил революцию в своем творчестве, представив миру супрематизм. Это направление основывалось на использовании простых геометрических форм для выражения сложных концепций, что стало его визитной карточкой в искусстве. Автопортрет этого времени показывает, как он преображал себя в геометрические фигуры.

Казимир Малевич. Супрематизм. Автопортрет в двух измерениях. 1915. Стеделик-музей, Амстердам, Нидерланды

Поздний период: возрождение классических форм

К 1930-ым годам Малевич возвращается к более реалистичным формам. В его автопортретах этого периода заметно влияние классического ренессансного портрета. Он одевается в стиль эпохи, демонстрируя свое новое отношение к традиции, оставаясь при этом приверженцем своих ранних новаторских открытий.

Казимир Малевич. Автопортрет. 1933. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Заключительные годы и наследие

Последние автопортреты Малевича, такие как тот, что был написан в 1934 году, исполнены мрачностью и реализмом. Художник возвращается к традиционным формам, но его стиль продолжает отражать тот самый уникальный язык, который он разработал и процветал в течение своей карьеры. Его влияние чувствуется в западном искусстве вплоть до современности.

Казимир Малевич. Автопортрет. 1934. Московский музей современного искусства, Москва