Истоки картины "Три царевны подземного царства"

В начале 1880-х годов, когда Виктор Васнецов представил свою картину "Три царевны подземного царства", зрители не стали вникать в задумку художника. Какие истории скрываются за этими персонажами и почему они такие разные? Попробуем разобраться в сюжете и концепции картины.

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Меценат Савва Мамонтов и вдохновение

В 1880 году картину "Три царевны подземного царства" у Виктора Васнецова заказал московский меценат Савва Мамонтов. Он оказался владельцем усадьбы Абрамцево, ставшей знаменитым центром, где творили великие художники — от Виктора Васнецова до Михаила Врубеля и Николая Рериха.

Мамонтов планировал украсить кабинет своего нового предприятия — Донецкой каменноугольной железной дороги — произведениями Васнецова. Однако правление дороги отклонило картины, отметив их недостаточную серьезность для деловой атмосферы.

Легенды и мотивы в произведении

Васнецов черпал вдохновение из русской народной сказки "Три царства — медное, серебряное и золотое". В ней повествуется о путешествии Ивана-царевича в подземное царство. Художник включил в картину образы Борона Вороновича, царевича и пленниц, каждой из которых свойственны свои уникальные черты.

Виктор Васнецов. Автопортрет (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Образ Золотой царевны

На картине присутствует Золотая Царевна — самый красивый персонаж. Васнецов изобразил ее в богатом одеянии — ферязи, с коруной на голове, являющейся традиционным свадебным головным убором далеких времен

Мотивы драгоценных камней и угля

Другой героиней стала Царевна Драгоценных Камней, воплощающая богатства недр Донецкого края. Третья, Царевна Каменного Угля, символизирует недавние достижения человечества в использовании энергетических ресурсов.

Стилистика картины подчеркивает развитие и эпохальные изменения. Васнецов изобразил Царевну Каменного Угля в современной одежде, подчёркивая новизну и значимость открытия угля.

Сказочные мотивы в творчестве

Создание трилогии картин для Мамонтова оказало значительное воздействие на творческий путь Васнецова. Он продолжал развивать сюжеты, основанные на русских народных сказках и былинах, что принесло ему заслуженное признание. Работы, такие как "Витязь на распутье" и "Иван-царевич на Сером волке", отображают глубину фольклорных мотивов, воплощенных в доступной для зрителя художественной форме. Васнецов оставил необычайное наследие, сочетающее глубокое понимание национальных традиций с ярким визуальным языком.