От мифических сюжетов к повседневной жизни: Художники-передвижники

От мифологических тем к реалистичным изображениям крестьянина и русских пейзажей — художники конца XIX века бросили вызов академизму, создавая искусство, вдохновленное народническими идеями. Устав от ограничений Императорской Академии художеств, они объединились в новое сообщество, отправившись с выставками по России, чтобы донести искусство до широкой публики.

Живопись как протест

В 1863 году четырнадцать выпускников Императорской Академии художеств взбунтовались против навязанных тем, отказавшись писать полотно о германо-скандинавском празднике в Валгалле. Они требовали свободы в выборе сюжетов для выпускных работ. Академия отказалась, и выпускники покинули учебное заведение, тем самым сорвав конкурсную программу. В итоге, они запросили выдачу дипломов по своим уже полученным медалям.

Илларион Мошков. Вид Императорской Академии художеств. Ок. 1800 

Группа художников Товарищества передвижных художественных выставок. 1885 год 

Иван Крамской. Собрание Артели художников. 1860-е 

Возникновение "Арте́ли художников"

Первая творческая ассоциация в истории российского искусства была основана в том же году, когда группа молодых художников под руководством Ивана Крамского создала "Артель художников". Здесь главными принципами стали реалистичность и социализация искусства. Однако со временем внутренняя напряженность и финансовые разногласия, а также возвращение некоторых членов к сотрудничеству с Академией, привели к распаду артелей.

Создание "Товарищества передвижных художественных выставок"

Через несколько лет, вдохновленные народническими идеями, московские и петербургские мастера создали "Товарищество передвижных художественных выставок", стремясь популяризировать свое искусство и противопоставить его академизму. Поддержка критика Владимира Стасова и других известных фигур способствовала успеху этой инициативы.

Иосиф Волков. Портрет А.К. Саврасова. 1884. ГТГ 

Виктор Васнецов. Автопортрет. 1873. ГТГ 

Илья Репин. Автопортрет. 1887. ГТГ 

Илья Репин. Портрет В.Д. Поленова. 1877. ГТГ 

Василий Суриков. Автопортрет. 1879. ГТГ 

Мастера передвижничества

Многие из знаменитых художников как Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин и Илья Репин, являются представителями "передвижников". Их творчество сыграло важнейшую роль в развитии русского искусства, тяготящего к реализму и тесному взаимодействию с обществом.

На благо народу

Главной целью стала организация выставок по всей России, чтобы познакомить жителей различных городов с современным искусством. В 1870 году был утвержден устав сообщества, и художники отправились в турне по стране, с целью не только просвещения, но и продажи своих полотен.

Первая выставка и её успех

Первый вернисаж открылся в Санкт-Петербурге в 1871 году, а затем переместился в Москву, Киев и Харьков. Прекрасное осуществление задуманного вызвало положительные отзывы и финансы успех у публики. Более половины картин нашли своих покупателей уже до открытия выставки, что говорит об огромном интересе публики к новому направлению.

Конфликт поколений и споры внутри сообщества

Несмотря на успешные начинания, внутри "Товарищества передвижников" существовали конфликты между пожилыми мастерами и молодыми экспонентами. Новички, такие как Василий Верещагин, сталкивались с трудностями для получения права голоса в сообществе и часто ограничивались в своих выставочных возможностях.

Владимир Маковский. Автопортрет. 1905. ГТГ 

Василий Верещагин. Апофеоз войны. 1871. ГТГ 

Иван Крамской. Неизвестная. 1883. ГТГ 

Итоги деятельности и значимость

За годы существования "Товарищество передвижных художественных выставок" внесло огромный вклад в культуру, устраивая выставки и продвигая реализм в живописи. Художники создавали искусство, являющееся отражением социально значимых тем, способствуя развитию художественного вкуса и культуры в целом.