От мифических сюжетов к повседневной жизни: Художники-передвижники
От мифологических тем к реалистичным изображениям крестьянина и русских пейзажей — художники конца XIX века бросили вызов академизму, создавая искусство, вдохновленное народническими идеями. Устав от ограничений Императорской Академии художеств, они объединились в новое сообщество, отправившись с выставками по России, чтобы донести искусство до широкой публики.
Живопись как протест
В 1863 году четырнадцать выпускников Императорской Академии художеств взбунтовались против навязанных тем, отказавшись писать полотно о германо-скандинавском празднике в Валгалле. Они требовали свободы в выборе сюжетов для выпускных работ. Академия отказалась, и выпускники покинули учебное заведение, тем самым сорвав конкурсную программу. В итоге, они запросили выдачу дипломов по своим уже полученным медалям.
Возникновение "Арте́ли художников"
Первая творческая ассоциация в истории российского искусства была основана в том же году, когда группа молодых художников под руководством Ивана Крамского создала "Артель художников". Здесь главными принципами стали реалистичность и социализация искусства. Однако со временем внутренняя напряженность и финансовые разногласия, а также возвращение некоторых членов к сотрудничеству с Академией, привели к распаду артелей.
Создание "Товарищества передвижных художественных выставок"
Через несколько лет, вдохновленные народническими идеями, московские и петербургские мастера создали "Товарищество передвижных художественных выставок", стремясь популяризировать свое искусство и противопоставить его академизму. Поддержка критика Владимира Стасова и других известных фигур способствовала успеху этой инициативы.
Мастера передвижничества
Многие из знаменитых художников как Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин и Илья Репин, являются представителями "передвижников". Их творчество сыграло важнейшую роль в развитии русского искусства, тяготящего к реализму и тесному взаимодействию с обществом.
На благо народу
Главной целью стала организация выставок по всей России, чтобы познакомить жителей различных городов с современным искусством. В 1870 году был утвержден устав сообщества, и художники отправились в турне по стране, с целью не только просвещения, но и продажи своих полотен.
Первая выставка и её успех
Первый вернисаж открылся в Санкт-Петербурге в 1871 году, а затем переместился в Москву, Киев и Харьков. Прекрасное осуществление задуманного вызвало положительные отзывы и финансы успех у публики. Более половины картин нашли своих покупателей уже до открытия выставки, что говорит об огромном интересе публики к новому направлению.
Конфликт поколений и споры внутри сообщества
Несмотря на успешные начинания, внутри "Товарищества передвижников" существовали конфликты между пожилыми мастерами и молодыми экспонентами. Новички, такие как Василий Верещагин, сталкивались с трудностями для получения права голоса в сообществе и часто ограничивались в своих выставочных возможностях.
Итоги деятельности и значимость
За годы существования "Товарищество передвижных художественных выставок" внесло огромный вклад в культуру, устраивая выставки и продвигая реализм в живописи. Художники создавали искусство, являющееся отражением социально значимых тем, способствуя развитию художественного вкуса и культуры в целом.