Архитектура как символ имперского величия

Замок Нью Уардор (Великобритания), арх. Дж. Пайн и Дж. Кваренги (1769-1776). Гравюра Л. Бирна по рис. Дж. Нила 

Замок Нью Уардор (Великобритания), арх. Дж. Пайн и Дж. Кваренги (1769-1776) 

С течением веков российские монархи звали на службу иностранных архитекторов, лелея планы по украшению своих городов. Эта тенденция достигла своего пика в эпоху Петра Великого, когда он привлек ведущих архитектора из-за границы, чтобы наполнить Санкт-Петербург роскошным барокко.

Итальянский архитектор Джакомо Кваренги, прежде работающий в окружении мелких европейских князей и баронов, стал значимой фигурой в архитектурной жизни России. Его таланты востребовались при возведении таких шедевров, как Эрмитажный театр и Смольный институт. Кваренги приумножил свою известность, переняв традиции классической европейской архитектуры и преобразуя их с учетом российского контекста.

Доменико Трезини из Швейцарии также вошёл в историю, переработав свои опыты в мастерстве при строительстве защитных укреплений в Дании на благо Санкт-Петербурга. Среди его работ восхищают Петропавловский собор и Летний дворец Петра I, которые стали важными элементами городского пейзажа.

Изменения в балетном мире

Джеймс Гилрой. Шарль Дидло, танцующий с Розой Дидло и мадам Парисо. 1796. Британский музей 

Томас Роуландсон. Шарль Дидло и Мадам Теодор в балете Амфион и Талия. 1791. Музей Виктории и Альберта 

Не менее значимы были изменения в российском балете. Шарль ле Пик, бывший в прошлом танцором в Париже, привнес в Россию новый формат, адаптируя французский стиль к российским предпочтениям. С его именем связано реформирование балета конца XVIII века, что стало поворотным моментом в развитии этого искусства.

Жан-Батист Ланде привел в Санкт-Петербург в 1734 году новые веяния из Стокгольма и заложил основы имперского балета, из которых впоследствии разрослась знаменитая Академия русского балета имени А.Я. Вагановой. Его труды предусматривали использование как западноевропейских, так и русских традиций, что сделало отечественный балет уникальным в своём роде.

Опера и музыка

Опера в России началась с выдающегося итальянского композитора Франческо Арайи, который приехал на службу ко двору Анны Иоанновны из Флоренции. С тех пор опера приобрела свою яркую страницу в российской культуре благодаря партитуре, написанной Джузеппе Верди специально для Санкт-Петербурга.

Итальянское влияние в живописи

Имена европейских художников, приезжавших в Россию, оставили заметный след. Французский живописец Виже-Лебрён, прожившей некоторое время в России на волне французской революции, создавала свои шедевры, запечатлевших великих людей той эпохи. Ее работы стали олицетворением эпохи благодарного формата русского портрета.