Истоки портретной живописи на Руси

Первые портреты в Русской культуре зародились в XVII веке, следуя традициям иконописи. Женские изображения оставались редкостью, делались исключения только для невест и жён царской семьи. Погружаемся в мир этих редких портретов и их значение.

Портретная живопись в России в европейском понимании этого жанра стала развиваться при правлении Петра Великого. Многие мастера приезжали из-за границы, а также отечественные художники, обучавшиеся за рубежом. Поначалу живопись сосредотачивалась на христианских сюжетах с изображением людей на сюжетных фресках и миниатюрах. Однако в XVII веке начали появляться первые портреты, известные как парсуны, которые изображали царей, князей и бояр. Женщины получали свои портреты лишь в виде царских невест и жен. Эти изображения создавались иконописцами, сохраняя торжественность и орнаментальность традиционного искусства.

Значимые портреты и их детали

Великая галерея портретов включает в себя такие произведения, как парсуна царицы Марфы Апраксиной из Русского музея. Картина была создана в Кремлёвских мастерских, изображая Марфу до её свадебного периода. Портрет характеризуется "наивным" искусством: тут кукольное лицо, красочные наряды, схваченные словно аппликации. Однако, здесь же мы наблюдаем элемент того времени — веер в руках Марфы Матвеевны, символизирующий связь с "галантным" миром.

Школа Оружейной палаты. Портрет царицы Марфы Апраксиной (1681-1682, ГРМ)

Технологии воспроизведения и популяризации портретов

В допетровские времена цариц редко писали с натуры, чаще подполняли копии уже существующих произведений. На одном из таких портретов Марфа Апраксина представлена с собачкой перед пейзажным фоном — традиционный для Петра портретный стиль. Этот портрет, вероятно созданный в более поздние времена, иллюстрирует тенденции к украшательству старых произведений.

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Стрешневой (18 в., ГИМ)

Реконструкция и художественная интерпретация

Иногда портретисты создавали воображаемые изображения предков для украшения дворцовых галерей. Такие ретроспективные работы игнорировали историческую точность, создавая образы почти легендарных предшественников. Так, на одном портрете Софья представлена в царской мантии, которая в её время ещё не была в обиходе.

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной (18 век, ГИМ)

Значение допетровских портретов

Понять истории создания допетровских портретов удаётся редко, поскольку документальные свидетельства до нас не доходили часто. Один из примеров — портрет Натальи Кирилловны Нарышкиной, описанный художником Михаилом Чоглоковым в челобитной как часть посмертного традиционного ритуала.