Варвары в Русской Живописи

Запечатлеваем красоту и очарование именитых женщин по имени Варвара в русской живописи.

Имя Варвара известно в России с древних времен, ассоциируясь с почитаемой святой Варварой Илиопольской. Однако, несмотря на самую широкую известность иконам святой XIV-XV веков, это имя не было предпочитаемо князьями Рюриковичами и оставалось невостребованным у династии Романовых. Лишь с XVII века, когда Рюриковичи утратили монархическую власть, имя Варвара стало популярнее. Однако портретная живопись в России зародилась только в XVIII веке, и именно тогда стали возникать первые изображения женщин с этим именем.

Г.Х. Грот. Портрет Варвары Алексеевны Шереметевой. 1746. ГТГ

Ф.С. Рокотов. Портрет Варвары Николаевны Суровцевой. 1780-е. ГРМ

П.А. Ротари. Портрет Варвары Петровны Шереметевой. 1760. ГРМ

Иконографические Портреты Варвар

В картинах XVIII века, таких как работа Грота 1746 года, Варвара Алексеевна Шереметева изображена в шикарном серебряном платье. Она была дочерью князя Черкасского и считалась самой богатой невестой в России. Вспомним и о портрете её дочери Варвары Петровны Шереметевой, созданном Ротари в 1760 году, где девочка, несмотря на свой возраст, представлена в духе взрослой леди, выполняя элементы рококо стиля.

Далее, произведение Рокотова из 1780-х годов рисует загадочную Варвару Николаевну Суровцеву. Об этой даме мало что известно, но её потрясающий портрет считается среди лучших работ художника.

Э. Виже-Лебрен. Портрет Варвары Николаевны Головиной, 1797-1800. Университет Бирмингема

А. Кауфман. Портрет баронессы фон Крюденер с сыном Павлом, 1784. Лувр

Э. Виже-Лебрен. Портрет Варвары Ивановны Нарышкиной, 1800. Музей искусств, Колумбус

Варвары и Век Романтизма

Поздние портреты конца XVIII и XIX веков, такие как работы Кауфман и Виже-Лебрен, отражают переход к эре сентиментализма и романтизма. Например, баронесса фон Крюденер изображена на картине 1784 года привлекательно и элегантно. Виже-Лебрен запечатлела Варвару Головину и Варвару Нарышкину, подруг и приближенных императрицы, подчеркивая их положение и роль в свете.

К XIX веку образы Варвар становятся более утонченными и романтичными. Дамы облачены в пышные кринолины и изысканные шляпки, что свидетельствует о большом интересе к эстетике и моде того времени.

Влияние имени и его значение в культуре

По мере роста популярности имени Варвара в России, его значение в культурной жизни страны становится всё более заметным. Теперь, популярность этого имени оказывает влияние даже на современное культурное искусство, внося свою особую эстетику и культурное наследие в контекст.