Василий Суриков: Мастер Исторической Живописи

Василий Суриков — знаменитый художник, чьи работы в жанре исторической живописи поражают глубиной и погружают зрителя в события многовековой давности. Разберемся, какие исторические личности он запечатлел на своих полотнах и какие события воссоздал благодаря своему мастерству.

Петр I

Василий Суриков, Петр I

Василий Суриков. Петр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 году. 1872. Государственный Русский музей

Василий Суриков начал создавать сюжеты с участием Петра I еще в студенческие годы. Первым значительным опытом была серия рисунков для Политехнической выставки, посвященная 100-летию смерти императора. Картины осветили события русско-шведской войны, такие как взятие крепости Шлиссельбург. Для достижения успеха Петр I разработал хитроумный план, который ввел шведов в заблуждение. Его фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» преодолели сложный путь, проложенный через леса и болота, благодаря усилиям 5000 человек, и преодолели расстояние более 170 км по суше. Суриков в своих работах показывал Петра I не как величественного мучителя, а как человека труда, который трудился вместе с народом.

Стрельцы

Василий Суриков, Утро стрелецкой казни

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. Государственная Третьяковская галерея

Первая историческая картина Сурикова изобразила Стрелецкое восстание 1698 года. В то время стрельцы намеревались свергнуть Петра I и посадить на трон его сестру Софью. Картина отражает напряженный момент перед казнью: стрельцы, полные отчаяния и гнева, стоят перед Петром I, олицетворяющим новую эпоху. Суриков визуально изобразил противоречие между старой и новой Россией, который царь стремился построить. Это произведение стало невероятно популярным среди современных картин передвижников.

Ксения Годунова

Василий Суриков, Ксения Годунова

Василий Суриков. Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича. 1881. Государственная Третьяковская галерея

Трагическая жизнь Ксении Годуновой вдохновила Василия Сурикова на создание ряда эскизов. Дочь Бориса Годунова была несчастлива в личной жизни: её постигали постоянные неудачи в матримониальных планах. Картина раскрывает печаль царевны у портрета её умершего жениха, её взгляд несет в себе всю тяжесть прошлого.

Князь Александр Меншиков

Василий Суриков, Меншиков в Березове

Василий Суриков. Меншиков в Березове. 1883. Государственная Третьяковская галерея

Суриков увековечил Александра Меншикова в момент его ссыльной жизни в Березове. Будучи одной из влиятельнейших фигур при Петре I, Меншиков переживал падение после интриг при дворе. Картина показывает его вместе с детьми в скромной избе, где они ощущают лишение и горечь изгнания.

Боярыня Морозова

Василий Суриков, Боярыня Морозова

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Государственная Третьяковская галерея

Великолепное полотно, изображающее церковный раскол XVII века. Боярыня Морозова, оставшаяся верной старообрядческим традициям, была арестована за отказ подчиниться новым реформам. Суриков запечатлел ее гордое сопротивление в момент пленения, окруженную толпой.

Ермак

Василий Суриков, Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем

Василий Суриков. Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. 1895. Государственный Русский музей

Картина изображает решающий момент битвы между Ермаком и ханскими силами под руководством хана Кучума. Историческое полотно не только передает драматизм сражения, но и иллюстрирует лётопись казачьих подвигов. Также стоит отметить, что это полотно было первым, которое Суриков писал в своей мастерской в Историческом музее из-за невероятных размеров картины.