Мировоззрение молодой крестьянки из Италии, заводской работницы из Петрограда и жены партизана находит свое отражение в произведениях российских живописцев, наделивших их образами матерей.

 

Алексей Венецианов. Сенокос. 1820. Государственная Третьяковская галерея 

Алексей Венецианов и русская бытовая живопись

Алексей Венецианов, признанный основоположник русского жанра бытовой живописи, посвятил свои работы сценам из жизни простых людей. Родившись в купеческой семье, он начинал как чиновник в Санкт-Петербурге, однако вскоре посвятил себя полностью искусству.

В 1819 году он оставил службу и, купив имение в Тверской губернии, погрузился в живопись, уделяя внимание крестьянскому быту. Он стремился к реалистичному изображению, следуя принципу натуралистичности.

Ключевые работы: «Сенокос» и крестьянский цикл

В 1820 году Венецианов создал знаменитую картину «Сенокос», изображающую женщину с ребенком в момент отдыха. Это произведение стало частью серии работ, в которой также присутствуют сцены весенних и летних полевых работ.

Долгое время картина находилась за границей, пока в 2002 году не была возвращена и выставлена в Третьяковской галерее.

Карл Брюллов. Итальянка, ожидающая ребенка. 1830. Государственный Русский музей 

Карл Брюллов. Итальянка с ребенком у окна. 1831. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 

Карл Брюллов. Мать, просыпающаяся от плача ребенка. 1831. Государственный Русский музей 

Карл Брюллов и его итальянские этюды

В 1822 году Карл Брюллов, выпускник Российской Академии художеств, отправился в Италию, чтобы изучать местное искусство. Великие полотна эпохи Возрождения вдохновили его на создание сцен из повседневного быта итальянских жителей.

Особое внимание художник уделил образу матери. Иногда сцены демонстрировались в интимной обстановке, где молодые женщины заботятся о своих детях, что придаёт картинам Брюллова особую глубину и выражение.

Наследие Брюллова заключается также в его умении играть со светом, подчеркивая главных героев своих картин.

Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913. Государственная Третьяковская галерея 

Кузьма Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. 1920. Государственная Третьяковская галерея 

Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913. Музей изобразительного искусства, Харьков 

Кузьма Петров-Водкин и советское изображение материнства

Для Кузьмы Петрова-Водкина тема материнства стала ключевой в зрелые годы. Он изображал крестьянок, придавая их образам классическую красоту и радость жизни, позаимствованную из иконописи.

Картина «1918 год в Петрограде» известна своим контрастом между тревожной обстановкой Гражданской войны и заботливым образом матери.

 

Александр Дейнека. Мать. 1932. Государственная Третьяковская галерея 

Александр Дейнека и образ советской женщины

Произведения Александра Дейнеки представлены динамичными фигурами советских социально активных граждан. Картина «Мать» 1932 года, выделяется изображением женщины с ребенком на фоне идентичных освещенных лиц.

Михаил Савицкий. Партизанская мадонна. 1967. Государственная Третьяковская галерея 

Михаил Савицкий и "суровый стиль"

В 1967 году Савицкий представил картину «Партизанская Мадонна», ставшую символом объединения религиозных и атеистических идей советской эпохи. Переосмыслив икону, художник создал глубокий символический образ, который привлек внимание зрителей своими монументальными светотеневыми решениями.