Мировоззрение молодой крестьянки из Италии, заводской работницы из Петрограда и жены партизана находит свое отражение в произведениях российских живописцев, наделивших их образами матерей.
Алексей Венецианов. Сенокос. 1820. Государственная Третьяковская галерея
Алексей Венецианов и русская бытовая живопись
Алексей Венецианов, признанный основоположник русского жанра бытовой живописи, посвятил свои работы сценам из жизни простых людей. Родившись в купеческой семье, он начинал как чиновник в Санкт-Петербурге, однако вскоре посвятил себя полностью искусству.
В 1819 году он оставил службу и, купив имение в Тверской губернии, погрузился в живопись, уделяя внимание крестьянскому быту. Он стремился к реалистичному изображению, следуя принципу натуралистичности.
Ключевые работы: «Сенокос» и крестьянский цикл
В 1820 году Венецианов создал знаменитую картину «Сенокос», изображающую женщину с ребенком в момент отдыха. Это произведение стало частью серии работ, в которой также присутствуют сцены весенних и летних полевых работ.
Долгое время картина находилась за границей, пока в 2002 году не была возвращена и выставлена в Третьяковской галерее.
Карл Брюллов и его итальянские этюды
В 1822 году Карл Брюллов, выпускник Российской Академии художеств, отправился в Италию, чтобы изучать местное искусство. Великие полотна эпохи Возрождения вдохновили его на создание сцен из повседневного быта итальянских жителей.
Особое внимание художник уделил образу матери. Иногда сцены демонстрировались в интимной обстановке, где молодые женщины заботятся о своих детях, что придаёт картинам Брюллова особую глубину и выражение.
Наследие Брюллова заключается также в его умении играть со светом, подчеркивая главных героев своих картин.
Кузьма Петров-Водкин и советское изображение материнства
Для Кузьмы Петрова-Водкина тема материнства стала ключевой в зрелые годы. Он изображал крестьянок, придавая их образам классическую красоту и радость жизни, позаимствованную из иконописи.
Картина «1918 год в Петрограде» известна своим контрастом между тревожной обстановкой Гражданской войны и заботливым образом матери.
Александр Дейнека. Мать. 1932. Государственная Третьяковская галерея
Александр Дейнека и образ советской женщины
Произведения Александра Дейнеки представлены динамичными фигурами советских социально активных граждан. Картина «Мать» 1932 года, выделяется изображением женщины с ребенком на фоне идентичных освещенных лиц.
Михаил Савицкий. Партизанская мадонна. 1967. Государственная Третьяковская галерея
Михаил Савицкий и "суровый стиль"
В 1967 году Савицкий представил картину «Партизанская Мадонна», ставшую символом объединения религиозных и атеистических идей советской эпохи. Переосмыслив икону, художник создал глубокий символический образ, который привлек внимание зрителей своими монументальными светотеневыми решениями.