Погружение в мир маскарадного искусства: Официальные портреты XVIII–XX веков

Официальные портреты по своей природе серьезны и создавались с расчетом на долгие века. Жители XVIII–XX веков часто заказывали их, желая произвести впечатление на будущие поколения. Однако иногда даже в таких жанрах хотелось пошалить, и тогда возникали портреты в маскарадных костюмах. Рассмотрим работы вместе с Софьей Багдасаровой.

Неизвестный Сатир в костюме Нептуна

Неизвестный художник. Портрет неизвестного в маскарадном костюме Нептуна. 1720-е. ГТГ

Возможно, это произведение являлось частью "Преображенской серии" — цикла сатирических портретов, созданных на основе увеселительных мероприятий существовавших при дворе Петра Великого. Эти портреты демонстрируют людей в костюмах и шутливых образах, часто с бородами, поскольку указ о бритье ещё не вступил в силу.

Картина могла запечатлеть участника московского маскарада, устроенного в 1722 году в честь заключения Ништадтского мира. Праздновалось это событие через пышные карнавальные шествия с изысканными нарядами. На портрете можно видеть корону Нептуна и трезубец, как у мифологической фигуры. Вероятно, моделью был шумиха Семен Яковлевич Тургенев.

Анна Шереметева в образе дамы-рыцаря

Неизвестный художник. Портрет А.П. Шереметевой. После 1766. ГЭ

Пример из новой русской живописи — портрет Анны Петровны Шереметевой, дамы, известной своей склонностью к театральности. Она изображена в "рыцарской" одежде с металлическими элементами и шлемом, украшенным перьями страуса. Подобные костюмы были популярны в эпоху барокко и использовались для аллюзий на древность.

Шереметева была участницей первой русской "карусели" — конного праздника, устроенного Екатериной Великой в 1766-м году. Эти спектакли черпали вдохновение из западноевропейских демонстраций, как, например, знаменитая "Великая карусель" Людовика XIV в 1662 году.

Елизавета Петровна в маскарадном домино

Георг Христоф Гроот. Портрет императрицы Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руке. 1748. ГТГ

Елизавета Петровна, известная своей страстью к нарядам, изображена на портрете в черном домино. Средневековый наряд с капюшоном и маской интегрирует элементы венецианского карнавала. На портрете изображена кокетливая и загадочная женщина, что стало смелым решением для той эпохи.

Костюмированные портреты XVII-XIX веков

Эти произведения искусства предоставляют уникальную возможность заглянуть в мир исторических нарядов и культурных традиций разных эпох. Использование маскарадных костюмов не только служило забавой, но и способствовало экспериментам с визуальным выражением идентичности и статуса.

Сохранившиеся портреты являются ценными свидетельствами культуры своего времени, отражая как серьезный, так и игровой подход к изобразительным дисциплинам.