История гадания в русском искусстве

Гадания накануне зимних Святок, с 6 по 19 января, считались в народах особенно достоверными. Эта традиция нашла отражение и в русской живописи, что доказывает влияние литературных и художественных образов на культуру.

Европейские корни и влияние

Западноевропейские мастера XVII века, такие как Караваджо и Жорж де Латур, первыми обратились к теме гадания в живописи, показывая наивных людей, обманутых предсказательницами. Эти произведения предлагали социальный контраст между богатыми и бедными, символизируя неравенство.

Василий Шебуев. Гадание (Автопортрет с гадалкой). 1805. ГРМ

Вильгельм Голике. Гадание у колодца. 1839. ГРМ

Тарас Шевченко. Цыганка-ворожея. 1841. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев

С развитием жанровой живописи в России XVIII–XIX веков тема гадания постепенно становится популярной и в отечественном искусстве. Первые знаменитые картины, такие как "Автопортрет с гадалкой" Василия Шебуева, сохраняют элементы западных образцов, добавляя национальный контекст.

Русская интерпретация и своеобразие

Венецинов, известный изображениями крестьянского быта, обращается к гаданиям как к естественной части жизни, отказываясь от аллегорий и мистики. Его "Гадание на картах" – это повседневность, знакомая из деревенской жизни.

Орест Кипренский. Гадалка со свечой. 1828. ГРМ

Карл Брюллов. Гадающая Светлана. 1836. Нижегородский государственный художественный музей

Александр Новоскольцев. Светлана. 1889. Вольский краеведческий музей, Саратовская область

Картины XIX века, такие как работы Солнцева и анонимного примитивиста из Русского музея, продолжают традиции жанрового изображения с элементами быта и мистики. Гадания все чаще становятся символами национальной идентичности.

Эпоха модерна и символизм

Иван Соколов. Гадание девушек на венках о замужестве. 1860-е. Черниговский областной музей

Генрих Семирадский. Ночь св. Андрея — Ворожба. 1887

Константин Маковский. Святочные гадания. Около 1905. Государственный музей истории религии

На рубеже XIX–XX веков в русское искусство проникает модерн, усиленно перемешивая историзм и национальные образы. Художники, такие как Врубель, используют мистику гадания в своих работах, подчеркивая связь с неизведанным.

Таким образом, гадания в русском искусстве претерпели значительные изменения. Они отражают культурные воздействия и эволюцию национальной идентичности, объединяя фольклор и художественные традиции.